Я искренне завидую таким людям.


http://www.guardian.co.uk/lifeandstyle/2009/sep/07/gypsy-childhood-prejudice-education

Каждый человек рождается свободным, но единицам удается сохранить это качество и не потерять навык его использования. В три года мы понимаем и знаем мир гораздо лучше - чувствуя его интуитивно - чем в 20, 40, 60, 90. С момента попадания в социальные институты, под влияние попыток привести все в систему, создать какую-то модель существования и поведения начинается процесс потери этой свободы, как правило, весьма труднообратимый или необратимый вовсе. А избежать этого систематизирования, живя в таком обществе, которое имеем, то есть, якобы цивилизованном, практически невозможно, потому что в тебя с самого начала столько всего пихают, что ты теряешься и не знаешь, кому верить, а ориентиры нужны, нужно за что-то цепляться, иначе ты просто повисаешь в пространстве - а это само по себе очень большое искусство - болтаться в пространстве, не имея никакой твердой земли под ногами, и умудряться при этом быть в гармонии с окружающим. Поэтому появляются пророки, кумиры, герои, идолы, гуру и прочие - те, чьи модели жизни находишь наиболее удобоваримыми для себя - потому что куда проще следовать уже придуманной кем-то модели, чем найти свою, принять на веру чьи-то уже высказанные и оформившиеся взгляды, чем выработать свои. А как только начинаешь примерять на себя какие-то убеждения, как только начинаешь строить фундамент, на котором хочешь твердо стоять ногами - за ним вырастают стены и отгораживают от всего остального. Потому что убеждения и заблуждения - это по сути дела одно и то же. Ни одно убеждение, заблуждение, утверждение и заявление не может быть правдой, потому что в каждом случае есть множество возможностей его интерпретации. Фраза замечательная, не вспомню, как звали автора - "У меня нет убеждений, у меня есть только нервы". Не до конца пока понимаю вторую ее часть, но начинаю - после скрипа и ломки себя - соглашаться с первой. Любое утверждение теряет свою силу в ту же секунду, как только было произнесено, записано, каким-то образом артикулировано. И Пинтер тоже об этом писал. Но вот опять - японский философ какой-то, Пинтер - снова ориентиры. Я специально не читаю никаких философов, мыслителей и теоретиков жизни, вроде Канта, Ницше и им подобных, потому что боюсь попасть под влияние, войти в очередной коридор заблуждений/убеждений - а попаду обязательно, потому что не умею еще отфильтровывать и относиться нейтрально ко всему, что слышу. Очень страшно, когда есть, например, две какие-то стороны, отстаивающие противоположные взгляды, но при этом каждая - так убедительно, что тебя взрывает просто. Опасно верить тем, кто говорит неубедительно, но тем, кто говорит убедительно, верить куда опаснее. Чем убедительнее говорят, тем опаснее верить. Любая придуманная человеком система, любое разложение чего-либо по полочкам имеет слишком малый вес, чтобы относиться к этому всерьез, потому что системы нет как таковой. Но отказаться от этого постоянного систематизирования тяжело, потому что - опять же - нужно за что-то зацепиться. Тяжело это осознать, еще труднее от этого освободиться.
И такие вот вещи ты тоже пишешь, пытаясь хоть что-то привести хоть в какое-то подобие системы, которая завтра же с крахом провалится - но я, например, не могу по-другому, иначе растет внутри огромный комок спутанных эмоций, который распирает изнутри, если хоть как-то не попытаешься его распутать. А потом ведь все равно этот полураспутанный комок не можешь оставить при себе - его обязательно хочется вынести в мир, всю эту не имеющую смысла туманную хуйню чтобы кто-нибудь услышал, поэтому забрасываешь ее в блог, рассказываешь случайным знакомым, пишешь в письмах друзьям из-за границы, зная при этом, что никто из них ничего тебе не сможет - да и не должен - прояснить, но просто - сколько раз уже говорили об этом - человеку все равно нужен человек, к которому можно прикоснуться, которому можно посмотреть в глаза, чей голос можно услышать в режиме реального времени или посредством виртуальной связи - но все-таки человек, а не какой-то сраный абстрактный абсолют.
А этот процесс восстановления собственной потерянной свободы, к которой человеку свойственно подсознательно стремиться, даже когда он сам может об этом не подозревать - он настолько болезненный, настолько приходится ломать себя привыкшего и свыкшегося с ее отсутствием, на это так тяжело решиться, что куда проще от этого отказаться, куда проще продолжать врать себе и взращивать плоды очередных заблуждений, создавая и охраняя иллюзию собственного благополучия.
Поэтому я искренне завидую этим цыганским ребятам на фото и их цыганскому детству, потому что, несмотря на все трудности и предубеждения окружающих, им удалось не потерять эту изначальную свободу, по крайней мере сохранить с ней связь.

И еще я немножко завидую тем, кто вообще об этом никогда не задумывается.